Замерз щебень в вагоне. Как выгрузить? Есть ли выход?

За длительный период нашей деятельности при работе с инертными грузами и в частности со щебнем, конечно же у нас возникали определенные ситуации, когда в переходные периоды прибывали вагоны со смерзшимся щебнем. Конечно же это доставляло определенных трудностей нам, увеличивало время выгрузки щебня, но критичности в данной ситуации не было, как то выходили из ситуации без применения каких либо технических средств. Но на прошлой неделе столкнулись с тем, что прибывший щебень в вагонах имел практически ровную однородную монолитную массу. Конечно же мы все видели как заливают бетон, и что происходит потом.. Вот вот, с аналогичной ситуацией столкнулись и мы, это как сказал один из сотрудников характеризуя состояние щебня: “Как застывший бетон”.

Правовое поле

Если рассматривать с точки зрения решения данной проблемы в правовом поле, то конечно же, ответственность всех сторон этого процесса, а именно и грузоотправителя, и перевозчика и грузоотправителя предусмотрена приказом №211 Минтранса РФ.
А именно, в пункте 1.5. данного приказа устанавливается право Перевозчика выборочно проверять в местах погрузки соблюдение грузоотправителем правил и других нормативных документов по подготовке смерзающихся грузов к перевозке. В случае же, если грузоотправителем не были применены согласованные с грузополучателем профилактические меры и средства от смерзания грузов, перевозчик вправе отказать в приеме груза к перевозке. В этом случае перевозчик составляет акт общей формы в соответствии с Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденными приказом МПС России от 18 июня 2003 г. N 45 (зарегистрирован Минюстом России 30 июня 2003 г., регистрационный N 4856). В нашем случае, это не наш вариант, груз принят Перевозчиком к перевозке и в данном пункте больше установлено право, чем обязанность.
А вот в пункте 2.4. приказа №211 Минтранса РФ имеется интересная формулировка,что в тех случаях, когда примененные средства профилактики оказались недостаточно эффективными или не применялись, грузополучатель обязан принять меры по сохранности железнодорожного подвижного состава и иных технических средств при выгрузке смерзающихся грузов, конечно же понятна забота за сохранность подвижного состава, но что делать грузополучателю, а в данном случае это мы?
Имеются различные средства от смерзания грузов и они установлены этим же приказом п.3.1., а именно:
предварительное просушивание грузов до безопасной в отношении смерзания влажности;
-промораживание грузов до их погрузки;
-равномерное обрызгивание грузов, а также пола и стенок полувагонов и платформ каменноугольными и минеральными маслами, профилактическими жидкостями ниогрином и северином, раствором хлористого кальция;
-пересыпка груза сухими древесными опилками;
-оборудование пола и стен вагона полимерными, ткаными и неткаными материалами”.

В то же время, установлено требование о том, что не допускается применение солей (хлоридов натрия, калия и др.), обладающих коррозионными свойствами и отрицательно влияющих на состояние подвижного состава, контейнеров и железнодорожного пути, а также негативно влияющих на окружающую природную среду.
Исходя из вышеизложенного выходов у нас было немного.
И тем не менее, выход решения данного вопроса в правовом русле был, конечно же он потребовал бы определенного времени и усилий, ведь пункт 4.2. приказа Минтранса №211 устанавливает требование, что Перевозчик принимает смерзающиеся грузы без применения профилактических мер, в том числе в связи со складывающимися климатическими условиями, только при наличии у грузоотправителя письменного согласия грузополучателя на прием смерзающегося груза, перевозимого без применения профилактических мер.При наличии у грузоотправителя письменного согласия грузополучателя на прием смерзающегося груза, перевозимого без применения профилактических мер, в графе накладной “Особые заявления и отметки отправителя” грузоотправитель делает отметку: “С согласия получателя – без профилактики”;
В данном случае согласия от нас как от Грузополучателя такое согласие нами не давалось, в железнодорожной накладной сведения о применении профилактических мер от смерзания также отсутствовали, тем не менее нами было принято решение о выходе из сложившейся ситуации с использованием технических средств, а не с помощью административных ресурсов, да и щебень очень нужен был для нужд одного из предприятий Ульяновска.

Техническое решение вопроса.

На просторах интернета не так много конкретных предложений по решению вопроса по выгрузке полностью смерзшегося щебня, да и мы собственно говоря, по прошествии многих лет работы с инертными ?грузами впервые столкнулись с данной проблемой, когда ни отбойным молотком ни другими средствами не удавалось даже камушек отделить от этой однородной смерзшейся массы. И одним из наших руководителей было предложено использование мощной тепловой дизельной пушки с подачей горячего воздуха внутрь вагона через открытый люк.Соответственно, были использованы дополнительные приспособления, укрывался вагон плотным материалом для сохранения теплого воздуха внутри, и….через несколько часов мы поняли, что это был единственно правильный выход. И так, люк за люком отогревая локально, мы произвели выгрузку данной партии. Фотоматериал приложенный к данной статье наглядно продемонстрирует как это выглядело со стороны. Так что преодолевая с коллективом вот такие вот непростые задачи мы становимся сильнее и сплоченнее. Поэтому хотим сказать, уважаемые партнеры,как показала практика, решение есть, выход тоже есть, обращайтесь, подскажем, организуем, поможем. Выход есть всегда, есть проблема-будем решать, есть опыт-будем использовать!!!!!